На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Чем занимается ребенок, когда он "ловит ворон" и "глазеет по сторонам"?

 

Где бы я ни оказывалась, мне постоянно встречаются малыши, занятые чрезвычайно важными и абсолютно неотложными делами:

  • Они пытаются засунуть что угодно куда угодно;
  • Они возят пальцем по ковру (стеклу, стулу или абсолютно любой поверхности, попадающейся под руку);
  • Они смотрят на что-то (не всегда сразу понятно, что именно); 
  • Они кривляются и строят рожи перед зеркалом (или любой отражающей поверхностью);
  • Они разбрасывают мелкие предметы: камушки, фасоль, кусочки бумаги;
  • Они размазывают кашу по столу, чай по блюдечку или скатерти;
  • Они толкаются;
  • Они смеются, плачут и кричат.

А еще мне постоянно встречаются мамы, которые жалуются на малышей, которые:

  • ничего не делают;
  • Не хотят учиться ничему полезному;
  • "Считают ворон";
  • Страдают от невнимательности;
  • Берут в руки, а еще хуже, в рот всякую гадость;
  • "На зло" делают все не так;
  • "Глазеют по сторонам";
  • "Бесятся";
  • Лодырничают
  • Кривляются и корчат рожи
  • "Спят на ходу".

 

Я подумала, что-то тут не так и решила рассказать заботливым мамам и папам, чем же на самом деле заняты их малыши, многие из которых пока просто не могут рассказать сами насколько серьезны их занятия и почему пока они важнее букв и цифр, которым придется еще подождать своей очереди!

На самом деле ваш малыш сейчас в свои первые несколько лет жизни - ОГРОМНЫЙ НЕУТОМИМЫЙ ТРУЖЕННИК!

Что же он делает, спросите вы? Он строит свой собственный уникальный суперсовременный и очень мощный компьютер - свой мозг! Он создает, подключает и проверяет массу сложных соединений "проводов", которые должны обеспечить сообщение между отделами его мозга, всеми органами и частями тела (а их очень много! Намного больше, чем вы можете предположить!) Настройка такого сложного "оборудования" как нервная система человека - дело сложное, постоянно поступают новые "обновления", которые тоже приходится "инстолировать" и еще "програмное обеспечение"! При этом сроки в которые должна быть проделана эта титаническая работа - весьма ограничены! А порядок работ четко определен и попытки поменять что-то в этом "графике" постоянно что-то усложняют и запутывают, что-то не получается сделать "в срок", тогда приходится все бросать, ведь на очереди новые задачи.

 Там, где что-то осталось недоделанным или связи оказались малочисленны и плохо сонастроены, постоянно происходят сбои из-за которых разлаживается вся система! Тогда "служба поддержки" оказывается перегружена постоянными жалобами :

  • почему-то не работает умение самому есть ложкой - что случилось?
  • У нас проблемы с иммунитетом, а ведь на дворе не май месяц!
  • Проблемы с поведением, сбоят функции контроля!
  • Не отправляется файл с темой: "делай то, что я говорю!"
  • Не сохраняется файл "стишок для Деда Мороза"
  • Нарушился интерфейс: то слезы, то смех;
  • Не работает центральная кнопка - не могу выключить стстему, постоянно перезапускается со звуковым сигналом: "мама - не спать! На ручки!"
  • Что с датчиком зарядки? Все время горит: "не хочу кушать!"

Служба поддержки  не успевает ответить всем! Хватается чинить и адаптировать то и это, путается в проводах, торопится и вдруг садится на пол с громким ревом! Конечно! Попробуй управиться с таким огромным сервером, да еще не имеющем аналогов в мире, где каждый из 7 миллиардов создается в единственном экземпляре, а тебе при этом всего 1 или 2 или даже 3-4 года!

Попробую помочь маленькому труженику, который наконец, задремал, но даже во сне продолжает свою бессменную работу - создание Человека! Отвечу на некоторые вопросы "пользователей", которым тоже непросто! Им никогда не поставляют "инструкцию и техпаспорт" в комплекте с малышом!

Так вот, когда ваш кроха  глубокомысленно запихивает одну штучку в другую - он развивает представление о форме, размере, совместимости, фактуре, температуре, весе, возможности разных предметов располагаться в пространстве. А еще проделывает сложнейшую работу по построению целого масштабного проекта: от внимания к "штучке", через удержание ее взглядом, в памяти, пока смотрит на "штучку" в которую это надо засунуть, строит гипотезу о возможности поместить одно в другое. Возможно он называет штучки словами, формируя представление о том, что вот такая совокупность сенсорных ощущений (форма, цвет, текстура, запах, вес и проч.) может быть обозначена некоей совокупностью звуков. Затем следует планирование серии моторных движений разного уровня, каждое из которых включает в себя участие (при этом слаженное и строго последовательное) нескольких десятков мышц.

И вот - успех! Одна штучка поместилась в другую и выкатилась с другой стороны! Восторг! Удивление и новое понимание - исчезновение из поля видимости не означает, что вещь перестала существовать! Или все же переставала на какое-то время? Над ответом продолжают биться лучшие умы квантовой физики. Возможно, освоив речь, именно ваш малыш сможет подсказать им ответ!

Вдруг, что-то случилось! Юный исследователь был извлечен из своей лаборатории возмущенной мамой - брось немедленно! Бяка!

А может мама просто соскучилась - хватит ерундой заниматься, пора приниматься изучать развивающие карточки!

Но процесс исследования возможен лишь когда юный исследователь свободен и активен в своей важной деятельности, когда внимание его сосредотачивается естественным образом, когда ему доставляет удовольствие собственное усилие!

 

А вот еще один герой. На ногах стоит уже почти уверенно. Что-то привлекло его внимание в том, что делает "коллега" с синим бантиком. И вот уже кажется вечность он смотрит и смотрит как она строит башню из кубиков - восхитительно! Не стоит маме переживать! Малыш не скучает, не сидит без дела, не упускает возможность своей жизни сложить колечки пирамиды, которую ему хотелось минуту назад. Не стоит настойчиво предлагать их ему - мама, я же занят! Прости, забыл сказать тебе: у меня есть особые зеркальные нейроны, поэтому когда я наблюдаю, в моей голове происходит активная работа, как если бы я сам проделывал то, что вижу у коллеги с синим бантиком! Да, это здорово работает, если мне самому интересно! И нет, извини! Твой интерес очень ценен для меня, но у него нет включателя для моих зеркальных нейронов! Просто я наблюдаю и за тобой тоже в постоянном режиме. Ты БОЛЬШАЯ инструкция, многомерная модель для моего строящегося мозга!

Ой, он взял что-то в рот! Немедленно выплюни! Ну вот, опять! Да что же это за беда такая - все в рот! Тебе же показали! Вот этот шарик в эту дырочку, зачем ты в рот-то его пихаешь!

Мама, да что ты так волнуешься! У меня же полный рот антител! Да это круче, чем мыло "сейфгард" в рот засунуть! Все обеззаразил я! Правда! А руками? Ну я ими не все еще чувствую! Да знаю, знаю! Ну не успел я еще все провода подключить! Как сделаю так и перестану ртом исследовать! А пока все равно нужен тренажер для артикуляционных мышц! Видишь, с утра до ночи тренирую их как спортсменов перед олимпиадой! Я же знаю, что ты мечтаешь, чтобы я сказал что-нибудь к твоему Дню Рождения! Спич не гарантирую, но.... Видишь, тренеруюсь! Только не надо мне пальцы в рот все время совать и так страшно ойкать! Эдак я от неожиданности и проглотить чего могу, а то и вовсе подавиться! Да и отвлекает опять же! Ты извини! Ничего личного, работа такая....

Уснул труженик? Ну и славно! Расслабьтесь и вы! Он справится! Только верьте в него! И помните - не стоит вносить постоянные коррективы! Он знает, что делает! У него та инструкция, которую не приложили вам при его рождении. И она очень подробная! Он расскажет вам как и что, на каком этапе! Только слушайте внимательно! Он делает это на особом языке - языке интереса, языке тяги к исследованию, деятельности, активности! Вы знаете его язык, просто слушайте его чаще, чем тех, кто говорит вам как правильно! Тех, кто говорит, что он мал и глуп пока, что если вы не исправите все с самого начала, его проект ждет провал. Это - неправда! Верьте в мудрость природы своего ребенка и учитесь понимать его сигналы и благополучия, и нужды!

 

Екатерина Сорокина

наверх