Мы уже говорили - похвальное желание - начать заниматься с ребенком дома по системе Монтессори. Приобрести полный комплекс Монтессори - материалов - сложно для родителей, да и надо ли?
При симпании к методике очень просто подготовить такой материал дома, из подсобных приспособлений. Причем, при правильной соответствующей организации быта вы можете даже вплетать такие занятия в этот быт.
Важно понимать и соблюдать основные принципы педагогической системы Монтессори.
Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению, к саморазвитию.
Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.
Девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".
А теперь посмотрим, что подходит нам в обыденной жизни, чтобы организовать занятие с ребенком.
Предположим, при купании можно занять ребенка переливанием воды из одного ведра в другое с помощью ковшика, половника. Ведра стоят на доске поперек ванны.
Такие занятия особенно хороши для гиперактивных детей - занятия в воде для них благотворны.
Так же вы можете занять ребенка, когда заняты сами - постелите на столе клеенку, поставьте две миски, одна из них с водой, позвольте ребенку переливать воду из одной емкости в другую с помощью ложки. Ну, стоит напомнить, что ребенок должен сидеть удобно, достаточно высоко, если это не детские стул и стол, чтобы вода не заливалась по руке в рукава... Материалами может быть что угодно, соответствующие друг другу по размеру - миски и ложка, стаканы и пипетка, шприц без иголки, может быть (с пипеткой и шприцем справится ребенок постарше - после 3х лет).
Мы уже говорили, возможно, о "переливании" воды из миски в миску с помощью губочки.
Если налить в ведро воду и набросать туда шариков для пинг-понга, то ребенок будет с увлечением вылавливать шарики маленьким сачком, ситечком и складывать их в мисочку.
Можете поставить на табуретки две миски с водой, вручить ребенку "грязную" тряпочку, показать, что её нужно сперва простирать в одной миске, отжать, потом во второй - прополоскать, отжать и повесить сушить - на веревку или на батарею.
Продемонстрируйте процесс ребенку, а потом предоставьте возможность произвести стирку самому.
Скорее всего, ребенок не успокоится тем, что закончил стирку, повесил тряпочку на сушку. Он заберет вновь эту же тряпочку, что еще и не высохла, вновь "постирает" и "прополощет", повесит... И еще раз...
Не ругайте его, просто проконтролируйте, подскажите, чтобы процесс прошел правильно - стирка, полоскание, отжим, сушка. Он проделает это несколько раз и ему это надоест. При необходимости после определения "белья" на место сушки отвлеките чем-то ребенка. Но неплохо бы потом вернуться по возможности к уборке - это для него тоже может оказаться весьма интересным процессом - все, что касается занятий с водой - завораживает ребенка.
Таким же образом вы можете заняться совместно мытьем посуда - вы в раковине, а рядом - ребенок моет свою посуду в двух мисках. Совместный труд объединяет.
Расскажите, какие материалы вы используете для занятий с ребенком, что подсобное используете в занятиях. Поделитесь своим родительским опытом.