Застенчивость, стеснительность - чувство мучительное, плохо поддающееся коррекции фразами:
- Давай! Давай!
- Смотри как деткам весело, а ты тут стоишь!
- Большой уже, нечего за маму цепляться!
- Смотри какая хорошая девочка, иди познакомься!
- И чего ты у доски мнешься? Все же знаешь!
- Вон парень уже какой здоровый вымахал, а все как красна девица мнешься!
Порой оно может сопровождаться не только сильными эмоциональными переживаниями, но и соматическими реакциями:
- покраснением лица;
- Потливостью;
- Внутренней дрожью;
- Головокружением;
- Учащенным сердцебиением;
- Стесненным дыханием и другими.
Как же родители могут помочь?
Самая частая ошибка, родители пытаются ободрить ребенка, отрицая его чувства, доказывая, что бояться нечего, что вся ситуация не стоит
выеденного яйца, что тут весело. К сожалению, все наши уговоры не работают, напряжение ребенка растет, его самооценка при этом
падает все ниже, тревожность увеличивается. Ситуация становится похожа на замкнутый круг.
Если стеснительность не свойственна вашему ребенку и имеет скорее эпизодический, ситуативный характер (сработал эффект неожиданности, вызвала антипатию ваша экзотическая приятельница; ребенок не выспался, плохо себя чувствует и ему не хватает сил на адаптацию в новой обстановке), то просто оставьте его в покое на некоторое время. Вскоре природная сила любопытства переборет стресс и почувствовав безопасность своих личных границ, ребенок
займется исследованием новой ситуации.
Намного сложнее все обстоит с детьми, для которых застенчивость является привычной чертой характера.
Для них важно:
- близость и эмоциональная доступность, поддержка, принятие близкого взрослого;
- Возможность взять временную паузу на то, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны;
- Уверенность, что вы будете на их стороне, какой бы промах они не совершили;
- Ободрение на каждом шаге, этапе освоения новой ситуации.
Если вы хотите помочь вашему застенчивому ребенку не просто справиться с конкретной ситуацией, но стать менее стеснительным, научиться общаться с разными людьми, свободнее выражать себя, комфортнее ощущать себя в разных жизненных условиях, то вам придется запастись терпением и особыми навыками взаимодействия с вашим ребенком.
Основные направления вашей помощи могут быть следующими:
- систематически повышать самооценку ребенка;
- Принимать его таким как есть со всеми его особенностями и застенчивостью тоже, акцентируясь на расширении возможностей, а не на искоренении недостатков;
- Расширять его коммуникативные, речевые, бытовые навыки и самостоятельность;
- Научить его проще относиться к ошибкам, видеть в них скорее возможности развития, чем подтверждения собственной несостоятельности;
- Расширять, поддерживать возможности спонтанного самовыражения.
Благодарим за статью Екатерину Сорокину